SCAMT Workshop Week (SWW) – это уникальный новый формат летней школы. В течение недели каждый участник смог поработать над одним из шести научных проектов, а также освоить новые практические навыки. Так, участники синтезировали нанофармацевтический препарат, создавали магнитную бактерию, печатали оптический сенсор, собирали ДНК-наноробота, светящуюся паутину и выполняли иные актуальные задачи. Для участия в летней школе из 200 заявок организаторы школы отобрали 40 студентов университетов России и ближнего зарубежья. ITMO.NEWS пообщался с участниками школы и узнал, над какими проектами можно поработать в лаборатории и почему для многих она стала желаемым местом дальнейшего обучения.
Больше фото https://scamt.ifmo.ru/ru/about/media/foto/scamt-workshopweek.html
Татьяна Стаценко, Донской государственный технический университет, кафедра химии, 4 курс бакалавриата
У себя в университете я синтезирую композиционные материалы на основе производных графена для биосенсорики. Мне пришло письмо на почту с анонсом летней школы SCAMT, и я решила, что мне интересен новый опыт и знакомства. Я увидела шесть проектов и сразу выделила для себя задачу «Напечатай оптический сенсор», потому что он наиболее близок к тому, чем я занимаюсь. В результате моего исследования должен быть создан биосенсор, поэтому я поняла, что школа поможет мне в реализации моего проекта, ведь я пообщаюсь с ведущими экспертами и поработаю на новом оборудовании. Недавно я выиграла грант от Фонда содействия инновациям УМНИК – это мой первый серьезный грант и первые шаги в науке, поэтому сейчас мне надо впитывать информацию по максимуму, чтобы реализоваться.
Раньше я не взаимодействовала с Университетом ИТМО, однако на дальневосточном форуме «Амур» познакомилась с физиком Александром Гришканичем – сотрудником Университета ИТМО, который в составе научной группы занимается созданием фильтров для очистки воды и использует графен. В работе над фильтрами используется оксид графена, который я синтезирую, и здесь я вижу возможность для коллаборации с петербургскими учеными. Надеюсь, у нас получится.
В летней школе мы создавали чернила для печати на принтерах, которые есть в вузе. Мы изготавливали сенсорные пленки Inkjet принтингом (методом струйной печати), изучали физику оптических процессов, возникающих в тонких пленках, и узнали, как это применяется на практике в сенсорных системах. Ничем подобным я раньше не занималась.
Особенно мне нравится, что в качестве кураторов групп выступали магистры и аспиранты вуза, которые объясняли нам, как нужно работать с современным оборудованием. Возможность поработать своими руками на дорогостоящем оборудовании – один из главных плюсов школы. Сейчас я рассматриваю возможность поступить в магистратуру в Университет ИТМО, потому что тот подход к работе, который я увидела, мне очень понравился.
Елизавета Белова, СПбГУ, кафедра аналитической химии, аспирант первого года обучения
Начиная в свое время работать с частицами магнетита, я заинтересовалась нанотехнологиями и стала изучать этот предмет самостоятельно. Позднее решила, что на втором и третьем курсе аспирантуры пройду несколько образовательных модулей, связанных с нанотехнологиями. Также я слышала, что в Университете ИТМО занимаются нанотехнологиями в приложениях к биомедицине. Мне было всегда интересно попасть сюда и посмотреть, как здесь работают, какое оборудование есть, над какими проектами трудятся, поэтому, как только я узнала о летней школе, решила, что это мой шанс.
В школе я работала над проектом «Синтезируй нанофармацевтический препарат», в рамках которого мы синтезировали наноструктурированное лекарство на основе гибридной органо-неорганической композиции, анализировали физико-химические свойства и оценивали тромболитическое действие препарата на примере тромба, полученного из человеческой плазмы крови. Полученный препарат должен разжижать сгусток. Раньше я уже синтезировала магнетит, однако никогда не использовала его в таком применении.
Мне нравятся люди, которых собрала школа, – у всех разный бэкграунд: есть химики, биологи, физики, медики, и мне нравится со всеми общаться. Также интересно, что у всех разный уровень подготовки – от бакалавров до аспирантов. Сами лекции очень понравились, я не ожидала, что они будут такими интересными. Преподаваемая теория была мне знакома, однако я открыла для себя новые применения и приложения к биомедицине. Лекторы старались делиться жизненным опытом с теми, кому только предстоит ступить на научный путь, не перегружали теорией, рассказывали, как обстоят дела в науке у них и во всем мире. Видно, что все здесь вдохновлены своим делом, это заразительно. В своем мотивационном письме я указала, что хотела бы сменить научную область и заниматься нанотехнологиями, поэтому я рассматриваю Университет ИТМО как одно из мест реализации.
Екатерина Куценок, МГУ, химический факультет, пятый курс специалитета
Про летнюю школу в Университете ИТМО я узнала от своего научного руководителя. Решающим фактором оказались проекты. Больше всего меня привлек проект по созданию магнитной бактерии, потому что мне было интересно заниматься чем-то на стыке биологии и химии. Мы работали с бактериальными клетками, чего я раньше никогда не делала, поэтому все методы, которым нас обучали, были для меня в новинку. Ранее я работала с человеческими клетками, мне очень понравился этот опыт, поэтому я хотела заниматься чем-то похожим. В последнем семестре я прослушала курс по молекулярной биологии, и мне хотелось на практике опробовать то, о чем нам рассказывали – здесь это стало возможным. В рамках проекта мы работали с микроорганизмами, самостоятельно получали бактерии с искусственно созданными магнитотактичными свойствами и учились ими управлять, а также создавать из них флуоресцирующие картины при помощи магнитного поля.
До этой летней школы я мало знала об Университете ИТМО, а когда стала интересоваться, решила, что вуз в основном для программистов, про химико-биологический кластер совсем ничего не знала. Проведя здесь время, я могу сказать, что это хорошее место для тех, кто хочет активно заниматься наукой. Если сравнивать лабораторию SCAMT с ведущими европейскими лабораториями – я была на стажировках в вузах Германии и Кембридже (Англия) – можно сказать, что и подход к работе, и оснащение оборудованием здесь на уровне.
Анастасия Тарабарова, Донецкий национальный университет, биологический факультет, кафедра биофизики, 2 курс бакалавриата
Я не люблю сидеть дома летом и люблю науку, поэтому я искала летние научные школы в России, где хочу продолжить обучение в магистратуре. Когда я увидела, что летнюю школу проводит Университет ИТМО, я обрадовалась, потому что знала, что SCAMT – новая лаборатория с хорошим оборудованием и актуальными направлениями исследований. Мне было интересно познакомиться и с сотрудниками лаборатории, и с самими исследованиями.
Я состояла в группе, работающей над ДНК-нанороботом. Мы своими руками собирали ДНК-машину, обладающую каталитической активностью, узнали, как проектировать дизайн нанороботов, а также опробовали метод детекции ДНК-патогена на основе ДНК-нанороботов – современную альтернативу ПЦР. Ничем похожим прежде я не занималась. Я всегда хотела стать биоинженером, меня привлекает генетика, однако в моем университете этого направления нет, мы не проводим манипуляции над ДНК. Так как в магистратуру я хочу поступать на биотехнологию или биоинженерию, поездка на летнюю школу – прекрасная возможность определиться на практике, мое это или нет. Сейчас я рассматриваю Университет ИТМО как одно из потенциальных мест дальнейшего обучения.
Никита Ковалевский, Новосибирский государственный университет, Институт катализа, аспирант первого года обучения
Информацию о запуске летней школы от SCAMT мне прислал мой научный руководитель. Я выбрал проект по созданию светящейся паутины. Мы синтезировали гибридный материал на основе природного шелка паука и неорганических, оптически активных наночастиц. На каждом этапе исследования анализировали физико-химические характеристики материалов. Паутина – хороший природный объект и может использоваться как материал для наложения швов. Она растворяется в организме, а светящейся мы ее делаем потому, что это позволит убедиться, что паутина полностью растворяется, не накапливаясь в организме.
Я каталитик и занимаюсь изучением различных механизмов реакций, например, скорости реакций и прочего. НГУ – передовой вуз в научной области, в котором выстроено тесное взаимодействие с сибирским отделением Российской академии наук. Все студенты вуза одновременно являются и сотрудниками СОРАНа, а после завершения обучения остаются преподавать в вузе. С этого учебного года я стану преподавать физическую химию у первокурсников и работать над несколькими научными проектами. Сейчас я активно занимаюсь зеленой химией, состою в группе фотокатализа, в составе которой мы разрабатываем материалы, которые уже на данном этапе эффективно применятся для очистки воздуха от загрязняющих примесей.
Матвей Хорецкий, Белорусский государственный университет, химический факультет, окончил специалитет 5 курс
В своей лаборатории я занимаюсь практической работой – синтезом и получением различных веществ. Есть ученые, которые производят научные открытия. Для достижения впечатляющих результатов они пользуются оборудованием, приборами и реактивами, которые, в свою очередь, производят другие научные группы. Моя лаборатория как раз производит инструменты, с помощью которых удается совершать научные прорывы. В летней школе я осознанно выбрал проект, где мы занимаемся теорией, – производим расчеты. Так как в повседневности я привык создавать инструменты, хочется научиться производить точные расчеты – это лучше, чем выливать реактивы, ставшие результатом неудачного синтеза. В школе я работал над проектом «Молекулы своими глазами». В этом проекте мы изучали методы построения молекул (включая биомолекулы), а также кристаллов. Здорово, что акцент в проекте сделан как на визуализации структур с научной точки зрения, так и на их дизайне.
Я принял решение, что после специалитета пойду учиться дальше, однако в Белоруссии мне придется идти в магистратуру, а в России я смогу пойти в аспирантуру. Сейчас я рассматриваю Россию как основное место дальнейшего обучения. Я также был в некоторых странах Европы, смотрел, как выстроена научная работа за рубежом, однако решил поехать в Россию, потому что у нас схожие менталитет, культура, мы говорим на одном языке. В Санкт-Петербурге я впервые, до этого работал в основном в Москве – в НИИ Физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, Институте биохимии им. А.Н. Баха, ФИЦ Биотехнологии РАН и других местах. О летней школе SCAMT я узнал в «ВКонтакте». Об Университете ИТМО я и ранее слышал от одного из приглашенных лекторов.
( автор Дарья Софина)