В Школе PI от ИТМО молодые ученые в течение недели будут развивать компетенции научного лидерства: формировать команды, ставить для них научные задачи, искать финансирование для научных исследований и публиковать результаты в ведущих научных журналах. В конце обучения слушателям предстоит защитить проект дорожной карты по созданию научно-исследовательской лаборатории, которая будет заметна не только в российском научном пространстве, но и на мировой арене.
Сегодня, 21 июня, в Университете ИТМО стартовала школа для будущих ведущих исследователей, или, как их называют в англоязычной традиции, Principal Investigators (PI). Школа собрала в Петербурге молодых и амбициозных учёных из различных естественнонаучных областей. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, один из инициаторов школы, выступил на церемонии открытия.
«Старые способы обучения ремесленного типа, когда ученик учился у учителя, коллективам, которые должны быстро в больших масштабах выдавать научный продукт, не подходят, — поделился своим мнением вице-губернатор. — Нужно развивать другие способы подготовки кадров и учить ключевое звено научного процесса — PI. В рамках школы им будут показывать новое оборудование и новые способы организации лабораторий, будут учить руководству людьми, научной коммуникации с обществом и тому, как правильно строить карьеру».
Также Владимир Княгинин поблагодарил Университет ИТМО за большую работу по запуску проекта и выразил надежду, что школа станет постоянной.
Заявки на участие в школе подали около 150 человек из России и других стран. Среди претендентов организаторы выбрали 40 перспективных ученых, которые защитили кандидатскую диссертацию не раньше 2015 года, успели показать свой научный потенциал и опубликовать работы в высокорейтинговых журналах.
До приезда в Санкт-Петербург участники заполнили карты самоопределения, в которых рассказали, как видят себя в науке и образовании, как планируют работать с индустриальными партнерами, какие приемы администрирования считают наиболее подходящими для современной научной команды. Теперь, уже в Петербурге, в течение пяти дней молодые ученые будут детализировать и совершенствовать свои карты.
Не менее важной частью PI School станет нетворкинг. Молодые ученые познакомятся друг с другом и, возможно, найдут новых коллабораторов для совместных исследований. Такая региональная сеть молодых научных лидеров должна стать фундаментом для прорывного развития российской науки.
«Эти горизонтальные коммуникационные связи [между PI], которые не будут зависеть от того, в каких организациях и в каких странах вы работаете, очень важны. Вы будете ответственны за те прорывы, за те фронтиры, которые будут создаваться вами», — дал напутствие слушателям PI School ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
В PI School будет реализовано несколько треков. Научный трек школы посвящен тому, как выбрать проблематику, как ставить научные задачи, как публиковать результаты именно в ведущих журналах уровня Nature и Science. В ходе образовательного трека спикеры школы расскажут о привлечении студентов и аспирантов к научной работе. Один из дней школы полностью сосредоточен на работе с индустрией, получении финансирования, создании интересных для бизнеса прототипов.
Приглашенные эксперты на своем примере расскажут, какие шаги нужно предпринять, чтобы перейти из статуса подающего надежды молодого кандидата наук в положение научного лидера, работающего во главе собственной группы.
«Молодым ученым часто кажется, что их научный руководитель дал им знания, с которыми они станут звездами, — рассказал один из организаторов школы, руководитель института SCAMT Университета ИТМО Владимир Виноградов. — Это далеко не всегда бывает именно так. Нужно очень точно понимать, кто ты в мировой научной повестке. Будешь ты работать в мейнстриме или во фронтире? Если во фронтире, то в чем его специфика? Где брать деньги на исследования? Как публиковать результаты в ведущих журналах? Мы хотим задать слушателям как раз эту систему координат, что приведет их к построению финансово стабильного, независимого, академически свободного научного коллектива».
В конце школы ее участники превратят карты самоопределений в дорожные карты по построению в своем регионе лаборатории мирового уровня. Этот план будет рассчитан примерно на пять ближайших лет и будет включать в себя конкретные шаги для достижения цели. В заключительный день школы участники представят эти проекты перед экспертами.
(источник https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/10422/)