Перед слушателями школы выступят ведущие ученые из разных регионов страны. Они расскажут о том, как им удалось создать научные коллективы, известные в России и за рубежом. Также выпускники могут рассчитывать на менторскую поддержку для создания новых лабораторий в своих институтах и вузах. Организаторами школы выступили Университет ИТМО и Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
С 21 по 26 июня в Университете ИТМО пройдет летняя школа «Школа PI» для молодых кандидатов наук, мечтающих организовать собственную лабораторию, которая бы стала заметна не только в России, но и на мировом уровне. Будущим руководителям научных команд расскажут о том, как искать и обеспечивать раскрытие талантов, формировать научную гипотезу и публиковать результаты исследований в ведущих мировых журналах.
«Руководители лаборатории нового поколения должны уметь работать во фронтире (на переднем крае) науки, выстраивать коммуникацию, оперативно подбирать команду, искать финансирование, договариваться с индустриальными партнерами, — рассказывает один из организаторов школы, руководитель института SCAMT Университета ИТМО Владимир Виноградов, — это уже не привычные нам заведующие лабораториями, а то, что в англоязычной среде называют principal investigator (PI). Во время школы мы хотим показать, как вся эта работа может делаться в России. Мы не претендуем на то, что наш опыт идеален, скорее наоборот, мы хотим рассказать о своем пути проб и ошибок, чтобы тем, кто только начинает, было легче».
Как подчеркивают организаторы школы, создать лабораторию, известную по всему миру, возможно не только в Петербурге, Москве и других городах-миллионниках с давними научными традициями. Особое внимание будет уделено историям научного успеха из других регионов страны. «Среди лекторов школы коллеги из Калининграда и Иркутска, — добавляет Владимир Виноградов, — к сожалению, у нас по-прежнему существует стереотип, что если ты живешь в регионе, то ты не можешь претендовать на публикации в журналах самого высокого уровня и реализовывать науку мирового уровня. Но это не так».
Школа будет проходить очно, в помещениях Университета ИТМО. В ней смогут принять участие кандидаты наук, которые защитили диссертацию не ранее 2015 года. При этом желательно, чтобы их научный бэкграунд лежал в области естественных наук: физики, химии, биологии, математики, материаловедения и других смежных специальностей.
Чтобы попасть на школу, желающие должны до 1 мая оставить на сайте Школы PI заявку. К ней необходимо приложить CV, а также мотивационное письмо или мотивационное видео, где ученый должен рассказать, почему он хочет стать участником. Само участие в школе и проживание в Петербурге будет бесплатным.
«При отборе участников в первую очередь мы будем рассматривать мотивационные видео, поэтому у их авторов больше шансов попасть на школу, — объясняет Полина Хапаева, соорганизатор школы и директор по развитию международного научного центра SCAMT, — в письмах и видео главное — это показать свою мотивацию. Потенциально, даже если человек не подходит по какому-то формальному критерию, мы можем рассмотреть его заявку, если он достаточно мотивирован».
Итоги отбора станут известны к середине мая. После этого участники должны будут заполнить так называемую карту самоопределения. В ней они отметят, как видят свое место и место своей будущей лаборатории в науке и образовании, во взаимодействии с индустриальными партнерами. Там же они должны будут рассказать о своих представлениях относительно администрирования и повседневного руководства научным коллективом.
С этой предварительной работой участники приедут в Петербург. «В течение недели у нас будут проходить занятия по всем четырем трекам: наука, образование, индустрия и администрирование, — поясняет Полина Хапаева, — и в ходе этих занятий участники будут работать над своей картой самоопределения. Они смогут сравнить, какой она была до, и какой станет после. Второй вариант, по сути, станет их дорожной картой, в которой указано, куда и как дальше двигаться».
Сами занятия будут представлять из себя лекции, семинары, мастер-классы. По каждому треку ученым предстоит работа в группах. «К примеру, на занятиях в треке “Наука”, — рассказывает Владимир Виноградов, — слушатели школы должны будут убедить молодые таланты Университета ИТМО в новизне и оригинальности своей научной идеи. Чтобы наш аспирант с публикациями в международных журналах сказал: “Да, это ново и важно, мне было бы интересно в этом участвовать”. То же самое с индустриальным блоком. Наши слушатели встретятся с реальными инвесторами, чтобы презентовать свои идеи и доказать их пользу для потенциального промышленного партнера».
В последний день занятий, ученым предстоит защита своих дорожных карт перед экспертами школы. Лучшие из выпускников смогут рассчитывать на менторскую поддержку со стороны ИТМО во время реализации своего проекта. «Для нас важно создавать партнерскую сеть по всей стране, искать новые точки роста и будущих коллабораторов, — объясняет Владимир Виноградов, — поэтому мы готовы тем коллегам, которые сильно мотивированы, но пока находятся в самом начале пути оказать менторскую поддержку вплоть до момента выведения лаборатории на международный уровень».
«Университет ИТМО показал стремительное развитие за прошедшие 7 лет, и во многом благодаря программе 5-100 мы развили с нуля новые направления исследований, пригласили в Университет новые динамичные команды, — заключает первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова. — Мы построили новые сетевые программы с ведущими вузами мира, приземлили в ИТМО самые передовые образовательные технологии. Одна из пяти ценностей ИТМО — открытость. Мы открыты к новым коллаборациями, к новым идеям, к новым людям, технологиям. И мы готовы открыто делиться нашими практиками, потому что мы делаем ставку на коллаборацию, а не на конкуренцию».
(источник https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/10266/)