Я магистр! Что дальше? Этим вопросом задается каждый, кто захотел продолжить научную карьеру после бакалавриата. Выпускники химико-биологического кластера SCAMT поделились с «Мегабайтом» своим решением, теплыми воспоминаниями, лайфхаками и спецификой жизни в научной лаборатории.
Даниил Кладько — выпускник программы «Молекулярная биология и биотехнологии», группа «Нанофармацевтика».
Татьяна Стаценко — выпускница программы «Химия прикладных материалов», группа «Струйная печать функциональных наноматериалов».
София Бутонова — выпускница программы «Химия прикладных материалов», группа «Индустриальная лаборатория».
Международный научный центр SCAMT (Solution Chemistry of Advanced Materials and Technologies / Растворной химии передовых материалов и технологий) — это уникальная для России англоязычная магистратура, включающая 15 независимых исследовательских групп, вовлеченных в междисциплинарные проекты. Здесь занимаются «зеленой» электрохимией и квантовыми расчетами, струйной печатью и техноброкерством, экспериментальной онкологией и прикладной геномикой. Узнать, что скрывается за этими сложными словами, и ознакомиться с подробным описанием направлений можно на сайте.
Даниил: Два года назад я окончил Донецкий Национальный Университет, где с первого курса занимался научными исследованиями в области биологии. Я хотел продолжить академическую карьеру и поначалу рассматривал МФТИ. Но однажды в социальных сетях увидел объявление о наборе на летнюю школу SCAMT Workshop Week (SWW), прошел отбор, приехал и захотел остаться. Так началась моя история в кластере.
SCAMT Workshop Week (SWW) — традиционные зимняя и летняя школы для бакалавров, где студенты могут поучаствовать в одном из проектов и прожить неделю кластерной жизни.
Татьяна: Бакалавриат я окончила по направлению «Наноинженерия» в Донском Государственном Техническом Университете. Помимо кластера рассматривала магистратуру в своем университете и прошла собеседование в Сколтех. Но выбор пал на SCAMT, потому что он в Петербурге и я поняла, что здесь смогу еще больше развиться в науке. И люди в кластере замечательные! В этом я убедилась после летней школы SWW, благодаря которой оказалась здесь.
София: Моим и первым, и вторым местом учебы стал ИТМО. Бакалавриат я окончила по направлению «Прикладные биотехнологии» и параллельно, начиная со второго курса, исследовала координационные соединения на химфаке СПбГУ. Потом была полугодовая стажировка в Университете Химических Технологий в Праге (The University of Chemistry and Technology, Prague), и после нее я уже всерьез задумалась над тем, где продолжать обучение. У меня было несколько вариантов, в том числе магистратура в СПбГУ. Проработав три года в лаборатории, я поняла, что фундаментальные исследования для меня не очень интересны. Поэтому, как и многие мои одногруппники, подалась на SWW. Там меня зацепили люди, и я, наконец, приняла решение.
Даниил: Я не очень хорошо разбирался в химии и материаловедении, когда только пришел в кластер, но здесь я узнал все необходимое для того, чтобы поработать над несколькими проектами. Один из них был посвящен ускорению тромболизиса (восстановление кровотока в сосуде за счет разрушения тромба — прим. автора) при помощи магнитных частиц. Тромб может образоваться внезапно, почти у любого человека, и тогда счет идет на минуты, поэтому так важна скорость.
Татьяна: В рамках моей магистерской диссертации мы напечатали линзу Люнеберга методом струйной печати. В градиентной оптике она применяется для создания линз с высоким показателем преломления. Также я разрабатывала латексные наночастицы для создания искусственных мышц, оптические актуаторы.
Оптические актуаторы — вещества, которые реагируют на стимул (облучение определенной длиной волны). Они могут найти применение в создании оптически-активных структур для защиты от подделок товаров.
София: В кластере я занималась именно прикладными исследованиями, так как для меня очень важна социальная составляющая, то есть понимание того, что я делаю что-то полезное и значимое для развития общества, а не просто провожу исследования ради написания научной статьи.
Даниил: Я предполагал, что в SCAMT фокусируются не на стандартных парах, а на научной деятельности, и мои ожидания оправдались. Мы очень много работаем в лаборатории, при этом учеба тоже существует. Здорово, что она практико-ориентированная: полученные знания я использую в своих проектах.
В SCAMT модульная система обучения, и это прекрасно. В бакалавриате я учился по стандартному плану, где в течение семестра проходишь кучу дисциплин, а потом сдаешь такую же кучу экзаменов. В кластере предметы идут по модулям: всю дисциплину проходим за месяц, сразу же сдаем по ней экзамен, и тут же приступаем к изучению следующей. Это позволяет глубже изучить материал и к моменту экзамена судорожно не вспоминать, «а с чего же там все начиналось…».
Татьяна: Ожидания оправдались. Я прокачала английский: при поступлении он был на невысоком уровне, а защититься в итоге смогла на отлично. Участвовала в различных форумах и конференциях. SCAMT подарил множество связей в научном сообществе: сейчас, например, я очень много работаю с коллегами-физиками. Теперь помимо химии также неплохо разбираюсь в физической составляющей вещей и процессов и планирую развиваться в этом дальше.
София: Даже превзошли их! Изначально у меня был трудный проект, благодаря которому я научилась работать на крутом оборудовании. Но самое главное, что я выработала внутренний стержень, который до сих пор помогает завершать начатое, даже если в успех никто, кроме меня, не верит. Я научилась работать самостоятельно и быстро, ставить себе задачи и выполнять их, руководить проектами, делегировать обязанности.
Еще я занималась индустриальными проектами: с командой мы с нуля создали и вывели на рынок гидрогель от растяжек Inspire du vin и запустили масштабный образовательный проект SWW box — голографические опыты для школьников и студентов. Магистратура была временем больших вызовов, падений и взлетов. Я рисовала дизайны для продуктов, анализировала рынок. Так что SCAMT — это не только про науку.
Даниил: Мне нравится, что, несмотря на поддержание корпоративной культуры, остается много возможностей для неформального общения: хотя бы два раза в год мы устраиваем выезды с руководством, отмечаем всем кластером Новый год и 8 марта, а по пятницам устраиваем киносеансы прямо в аудитории.
Татьяна: Моя любимая традиция — это Scholarship. Мне нравится сам путь: от написания мотивационного письма до финальной презентации. Это отличное мероприятие и для руководителей, чтобы понять, кто и зачем к ним пришел, и для студентов, чтобы понять, как выстраивается коллаборация между молодым ученым и руководителем.
Уникальность SCAMT в том, что студенты имеют кучу возможностей для дополнительного финансирования: это Scholarship, программы поддержки от правительства, стипендия ИТМО, программа Владимира Потанина, Фонд содействия инновациям (программы «Старт», «Умник»). Некоторые на втором курсе даже официально трудоустраиваются.
Scholarship — это программа софинансирования научных проектов в SCAMT, которая проводится три раза в год. Каждый студент может презентовать исследовательскую работу и получить стипендию в размере 10–25 тысяч рублей.
София: Мне очень нравится научный стендап «Хим Ба(о)тл». Традиция появилась в 2020 году: магистры и аспиранты рассказывают о своих научных проектах и руководителях в шутливой форме в неформальной обстановке. Мне кажется, что это прекрасная возможность для студентов чуть-чуть выпустить пар, потренировать чувство юмора и еще раз прокачать навыки публичных выступлений. Так мы сближаемся и узнаем больше о коллегах и их проектах.
Даниил: При поступлении я переживал насчет своего уровня английского, ведь все пары, экзамены и проекты ведутся на нем. Три месяца я посвятил курсам языка, и все равно чувствовал себя неуверенно. Но потом влился в поток и стало намного проще. Лекции, публичные выступления, общение с иностранными коллегами — все это позволяет мне теперь чувствовать себя свободнее в языковом плане.
Татьяна: Иногда было тяжело физически из-за большой нагрузки и эмоционально из-за постоянной гонки с самим собой и желанием успеть больше, чем ты способен.
София: Поначалу я не всегда трезво оценивала свои возможности. Я очень увлекающийся человек, и иногда это мешает. В SCAMT хотела попробовать все и в какой-то момент поняла, что не умею планировать и эффективно распределять время. Поэтому самым сложным было научиться тайм-менеджменту, то есть найти баланс между работой, отдыхом и развитием. У меня получилось.
Даниил: Публикация моей статьи в The Journal of Physical Chemistry Letters, индексируемый в Scopus и Nature Index. И когда я выиграл Scholarship первой степени (25 000 ₽) на втором модуле обучения. В первом модуле я немного сдулся, в том числе из-за не очень хорошего английского, но потом улучшил результаты по проекту, подтянул язык и выступил достаточно уверенно, что и позволило мне выиграть.
Татьяна: Scholarship 2020, когда мой проект уже завершался, я выступила и получила первую степень. Для меня это было очень сложно, потому что результаты работы были неоднозначны: сначала мы обнаружили высокую степень преломления, а потом при проверке этот показатель оказался совсем другим. В такой момент сложно собраться и двигаться дальше, однако на защите были оценены не только результаты моей работы, но и путь исследования, мне дали первую степень и я поняла, что все мои старания были не напрасны. Затем состоялся новогодний корпоратив, где мы отметили в том числе и мою удачную защиту.
София: Летний корпоратив 2020 года. Это был важный для меня рубеж: прошел год, и уже тогда я могла проанализировать, насколько выросла за столь небольшой промежуток времени.
Быть выпускником SCAMT — это…?
Даниил: Пройти курс молодого ученого: от развития идеи до выпуска статьи. Это школа научной жизни, после которой тебе уже не так страшно выходить в свет и своим огоньком зажигать сердца и умы людей.
Татьяна: Стать сформированной личностью. Я пришла в SCAMT скромным, робким, переживающим по любому поводу ребенком, которому было сложно перестроиться эмоционально: другой город, нет семьи рядом. Но благодаря активной взаимной поддержке и сплоченности нашего коллектива я с этим справилась и смогла влиться в рабочий поток.
София: Прожить целую жизнь всего за два года, познакомиться с удивительными людьми и стать в тысячу раз сильнее.
Даниил: В SCAMT. Почему? Мне здесь все нравится. У меня достаточно большая степень свободы в выборе проектов и направлений, хороший контакт с научным руководителем — Владимиром Виноградовым, — и я не вижу причин куда-то уходить отсюда. Планирую продолжить заниматься своими проектами, постепенно расширяя их и горизонты своего развития.
Татьяна: Хочу продолжить обучение в Российской Академии Наук. Меня туда пригласили благодаря научным заслугам, полученным в SCAMT. Я ухожу из кластера, потому что нужно развиваться и двигаться дальше. Меня больше тянет в академические исследования, а SCAMT — это про прикладную науку. Считаю, что кластер как магистратура уникален для России, но в аспирантуре мне бы хотелось углубиться в теорию.
София: Планирую поступать в аспирантуру за границей, сейчас ищу подходящие варианты. Подала уже несколько заявок, часть из них одобрили, но я отказалась от поступления. Хочу найти для себя максимально интересное место, поэтому пока продолжаю поиски. Я не остаюсь в SCAMT, потому что хочу бросить себе вызов и попробовать что-то принципиально новое, перенять другой научный опыт. Потом планирую вернуться в Россию и передавать эти знания дальше.
(источник https://mbradio.ru/publication/4166/)