В самом конце 2019 года были подведены итоги конкурса стипендий, организованного совместно Университетом ИТМО и ПАО «Газпром нефть». В число победителей вошла команда студентов Университета ИТМО, предложившая проект комплексного решения для поиска, сбора, сортировки и переработки брошенных на городских улицах автомобилей. В своей номинации они выиграли грант в размере 70 тысяч рублей.
Брошенные на улице автомобили, или как их еще называют «подснежники», являются источником огромного количества проблем для любого российского города. Они занимают полосы на дорогах, способствуя возникновению пробок, они занимают парковочные места, мешают уборке улиц и дворов, о них, играя, могут серьезно пораниться дети, наконец, они портят вид дворов и улиц. Еще одна проблема в том, что даже если автомобиль отправляется на утилизацию, то его полностью редко удается переработать. Именно эти проблемы и призван решить проект «Recycle vehicle smartly», предложенный командой студентов Университета ИТМО в рамках конкурса стипендий, организованного вузом и ПАО «Газпром нефть».
Над проектом работали семеро студентов Университета ИТМО: Сергей Телешев, Сергей Полонский, Денис Корешков, Александра Бармина, Яна Могельницкая, студентка магистратуры SCAMT Дарья Горбенко и Валентина Александрина. Команда была создана в рамках проектно-модульного курса общеуниверситетского блока Soft Skills «Internationalization of Research», по итогам которого заняла первое место, а далее при поддержке факультета технологического менеджмента и инноваций проект был подан на конкурс, организованный Университетом ИТМО совместно с компанией «Газпром Нефть».
Дарья Горбенко (справа)
«Сейчас, к сожалению, машины перерабатываются не полностью, — рассказывает один из авторов проекта, студент первого курса магистратуры факультета программной инженерии и компьютерной техники Сергей Телешев. — В основном сейчас средняя машина состоит из чугуна и стали (55% общей массы автомобиля), алюминиевых сплавов (9%), резины (7%), стекла (3%), цветных металлов (1%) и, самое главное, пластика (20-30%). Сейчас уже используются технологии, позволяющие почти полностью переработать все части автомобиля кроме пластика, так как его достаточно сложно и дорого сортировать. Каждому виду пластика, как ребенку, нужен разный уход и внимание: нельзя разные виды пластика просто свалить в одну кучу и попытаться это переработать».
Приложение для смартфона
Чтобы решить проблему брошенных автомобилей, нужно выполнить две задачи: отладить механизм получения информации о таких машинах и предложить технологию эффективной сортировки пластиков для последующей переработки. Первой цели студенты рассчитывают добиться с помощью приложения для смартфонов.
«Мы планируем сделать приложение, с помощью которого обычные прохожие могут на карте отметить брошенные машины, — продолжает Сергей. — Можно сделать механику как «Pokemon Go», что-то типа игры, которая будет не только давать возможность рассказать об автомобиле, но и будет мотивировать помогать нам их искать. Мы планируем сотрудничать с крупными продуктовыми магазинами и различными компаниями, чтобы они получали дополнительную рекламу, за что мы сможем давать пользователям виртуальные баллы, которые можно будет конвертировать в скидки в этих магазинах».
После того, как машина будет найдена пользователем, команда сервиса будет определять ее хозяина и предлагать ему забрать автомобиль. После определенного времени в случае отсутствия реакции машина отправляется на специальную стоянку, а после этого, если ее никто не заберет, суд будет выносить решение об утилизации. На каждом из этапов владельцу будут приходить новые уведомления.
«Нельзя просто так взять машину и забрать на штрафстоянку, а потом переработать. Быть может, хозяин просто уехал на несколько лет в кругосветное путешествие, а машина не брошена, просто он ее не использует, оставил у себя во дворе, а вандалы разбили ей стекла и прокололи все колеса», — приводит пример Сергей.
Далее автомобиль отправляется на переработку, где ему удаляют колеса, стекла, спрессовывают, нарезают в большом шредере на части, удаляют лишний мусор, магнитом забирают все металлы, а затем возникает вопрос с сортировкой пластика. Команда проекта предлагает решить задачу при помощи инфракрасного спектрометра, который, по их словам, в данный момент является самым доступным и точным способом сортировки пластика.
«Наша задача в том, чтобы сортировать этот пластик при помощи инфракрасного спектрометра, — поясняет Сергей. — На конвейере лежит порезанный в шредере пластик, он идет кусочками один за одним, и спектрометр посылает луч света на каждый фрагмент. В зависимости от конкретного вида пластика отклик получается разным. Машина сравнивает отклик с библиотекой значений и отправляет кусок пластика в кучу к фрагментам того же материала. Так идет сортировка».
«ИК-спектр уникален для каждого вещества, своеобразный аналог отпечатка пальца, — добавляет участница проекта, студентка факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО Яна Могельницкая. — Методы сортировки, которые сейчас используются (по плотности, например) значительно проигрывают в точности ИК-спектрометрии. Вообще, эту технологию уже применяют для сортировки пластиковых отходов и даже создали рабочий конвейер со спектрометром, однако они сортировали только прозрачный и белый пластик».
Перспективы
Уже в процессе подготовки к презентации участники команды поняли, что с помощью их методики можно будет решить и проблему бесхозно валяющихся во дворах и на пустырях автомобилей, а также техники, которая без толку стоит дома или в подъездах.
«Проект мы придумали как сбор машин, но в конце, уже перед самым финалом конкурса, мы поняли, что это можно масштабировать на микроволновки, холодильники и прочую бытовую технику, чтобы люди могли избавиться от ненужного хлама, который они и так собирались выбросить, а также получить с этого различные бенефиты», — рассказывает Сергей Телешев.
Как отмечают авторы проекта, предстоит еще очень много работы, например с законодательной базой.
«Хоть сейчас и существуют законные процедуры по обнаружению и дальнейшей переработке заброшенных автомобилей, необходимо эти законы немного доработать», — поясняет Сергей.
На нынешнем этапе работы члены команды смогли создать прототип, который позволил им выиграть в своей номинации 70 000 рублей. Сейчас студенты планируют развивать проект, дорабатывать его и выходить на рынок.
(автор Константин Крылов)