Как с помощью студенческого факультатива привить любовь к науке

С этого года у студентов ИТМО появился шанс побыть на месте преподавателей, поучаствовав в конкурсе на создание собственного факультатива. Этой возможностью воспользовалась магистрантка второго курса химико-биологического кластера Мария Ахметова ― в будущем она планирует связать свою карьеру именно с педагогикой. На своем курсе «Дополнительные главы биохимии» Мария рассказала ребятам о физической химии и методах исследования, а корреспондент ITMO.NEWS узнал у нее, какие проблемы ей пришлось решить, создавая факультатив, и как мотивировать студентов активно участвовать в занятиях.

Мария Ахметова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— Почему вы решили создать собственный факультатив?

— Год назад я начала участвовать в программе ITMO.Mentors: прошла подготовительные курсы по основам преподавательской деятельности и два семестра вела занятия по дисциплине «Коммуникации и командообразование» в блоке soft skills. Мне понравился этот опыт, и я подумала, почему бы мне не поучаствовать в конкурсе на создание факультатива. Мне всегда казалось, что педагогика — это очень ответственно и моей квалификации в этом деле может не хватить. Поэтому обрадовалась, когда узнала, что разработать курс мне поможет наставник и меня не бросят один на один с аудиторией. Свой факультатив — это возможность получить опыт педагога и заняться преподаванием профессионально. Сейчас заканчивается магистратура, и мои одногруппники уже собираются в аспирантуру. Но я планирую отложить поступление и пойти поработать либо ассистентом в ИТМО, чтобы проводить практические и лабораторные занятия, либо учительницей химии в школу — работать с детьми тоже интересно.

— Тема вашего факультатива «Дополнительные главы биохимии». Почему вы остановились на ней и чем она отличается от изучения биохимии на классических занятиях?

— Если ты хочешь что-то выучить сам, лучший способ это сделать — преподавать другим. Я сильно люблю биохимию, но это очень объемная наука, в которой нужно помнить очень много деталей. Поэтому, чтобы лучше понять какие-то темы и систематизировать знания, я и решила создать факультатив. В курс я постаралась добавить материалы, которые обычно подробно не освещаются на университетских лекциях, но при этом тесно с ними связаны. Например, одно из занятий я посвятила биохимии мышечных сокращений, но чтобы понять эту тему, студенты должны прослушать университетскую лекцию о биоэнергетике мышечной деятельности. С помощью моего факультатива студенты вспомнят старый материал, свяжут его с новым и создадут в своей памяти общую систему, закрыв какие-то пробелы в знаниях.

— Какие темы вы затрагиваете в своем курсе?

— Сначала у меня были наполеоновские планы по поводу содержания курса, но когда я узнала, что в мою факультативную группу записалось около 30 человек, а на весь курс всего шесть практических занятий, решила упростить задачу и рассказать материал, который хорошо знаю и понимаю. К тому же, у меня не было возможности разбирать только теоретические вопросы, как это обычно бывает на лекциях по биохимии, поэтому мне было важно подобрать темы с практическими заданиями.

Из общения с однокурсниками мне показалось, что физическая химия — это не самая простая часть для биологов, поэтому свой факультатив я посвятила именно этой теме. На первом занятии мы разобрали физико-химические аспекты для поддержания гомеостаза: как проходит этот процесс и как он связан с клетками организма. Дальше мы поговорили о биохимии мышечных сокращений. Хоть это и считается живой системой, на самом деле, чем глубже мы ее рассматриваем, тем меньше в ней остается живого и остается больше химических формул. Для последних занятий я оставила модификацию белков, и мы подробно изучили причины и механизмы химических реакций.

Источник: photogenica.ru

Источник: photogenica.ru

― А как строились занятия?

― Все занятия я построила одинаково — сначала повторение старого материала, затем новая тема и после этого обсуждение возникших вопросов и решение задач. Мне очень хотелось пригласить студентов участвовать в диалоге, потому что я знаю по себе, что иногда стесняешься задать вопрос и предложить идею. Может быть, мне как сверстнице они могут больше доверять, и это поможет им в обсуждении.

В конце факультатива студенты написали отчет по научной статье. Поскольку методы исследования молекулярной биологии и биохимии — это отдельный предмет и его сложно включить в курс, я предложила студентам самостоятельно выбрать статью и изучить перечисленные в ней методы: что они собой представляют, как их применять, какие данные можно получить с их помощью, какие есть модификации, преимущества, недостатки и альтернативы.

Мне хотелось, чтобы в финале курса студенты смогли более самостоятельно и уверенно работать с научными статьями. Когда в бакалавриате я начала сталкиваться с таким материалом, мне было очень сложно понять, на что нужно обращать внимание, какие работы достоверны, а какие — нет. Еще я хотела показать ребятам, что биохимия — это интересный предмет, а не сложная зубрежка теоретических вопросов. Это дисциплина прежде всего о нас самих и работе человеческого организма.

— Насколько сложно было написать факультатив с нуля?

— Пока я не села готовить материалы, даже не думала, что для этого нужно приложить гигантские усилия. Одной из проблем было собрать всю имеющуюся у меня информацию по темам факультатива, найти что-то новое и объединить всё это в единый материал, чтобы получить стройный логичный и цельный рассказ. Мне повезло, что со времен бакалавриата у меня сохранились методические материалы по биохимии, и я начала с них. Затем из дополнительной литературы и курсов, которые я проходила, подобрала интересную информацию и включила ее в презентации.

Еще мне пришлось привести материалы в единый вид — перевести фрагменты англоязычных учебников на русский язык и переписать задачи, чтобы сделать их понятными и интересными. Я хотела, чтобы студенты сразу понимали, что они проходят на занятиях, и видели, что я готовилась на совесть. К тому же, все ребята были с разных курсов и направлений — биоинженеры, химики, биотехнологи и материаловеды, и у каждого из них была разная мотивация прийти на мой факультатив. Поэтому нужно было создать такой курс, в котором каждый нашел бы что-то полезное для себя.

Мария Ахметова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Мария Ахметова. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

— На что посоветуете обратить внимание студентам, которые тоже хотят разработать свой факультатив?

— Думаю, создание факультатива — это очень хороший опыт, который может пригодиться в дальнейшем, например при трудоустройстве или поступлении в аспирантуру. К тому же, это безопасная возможность войти в сферу преподавания.

Но нужно понимать, что написание курса потребует от вас много времени и сил, и к этому нужно быть готовым. Также стоит подумать, как сделать занятия вовлекающими и наиболее интересными для студентов, потому что никто не захочет две пары только решать задачи. Но зато факультатив — это место для творчества и образовательных экспериментов, и вы можете попробовать любой вариант и сделать что-то оригинальное.

 

источник (https://news.itmo.ru/ru/education/students/news/12607/)