Сколько экспериментов нужно провести, чтобы написать статью в научный журнал, что делать, если работу с первого раза не взяли в Nano Letters, и самое главное — как справляться с фрустрацией и выгоранием? Рассказывают студенты группы "Нанофармацевтика" SCAMT!
Своим опытом научной работы студенты группы «Нанофармацевтика» ― аспирант Никита Серов и магистранты второго курса Даниил Кладько, Александра Предеина и Александра Фальчевская ― поделились на неформальной встрече SCAMT.
Идея проводить такие встречи родилась из запроса студентов: по словам Полины Хапаевой, заместителя директора химико-биологического кластера, по результатам опросов выяснилось, что ребята-первокурсники хотели бы больше узнать о тонкостях научной работы, в частности о том, как именно пишутся научные статьи в серьезные журналы.
«В этом году у нас много первокурсников — в первую очередь, встреча была ориентирована именно на них. Поступившие не всегда знают, как именно строится научная работа, что такое proof of concept, как пишутся научные статьи, как проходят эксперименты. Поэтому мы решили провести серию встреч с лайфхаками: у нас уже был мастер-класс по коммуникации, следующий будет по дизайну и оформлению презентаций. А на этой встрече мы хотели, чтобы ребята поделились своим живым опытом работы в научной лаборатории», — рассказывает Полина Хапаева.
С чего начинать работу над проектом: где брать идеи и как понять, какие из них стоящие, а какие нет?
Самый мягкий вариант знакомства с научной деятельностью — присоединиться к одному из готовых проектов. Так можно довольно быстро разобраться с направлениями исследований лаборатории, научиться работать с оборудованием, ставить эксперименты — а потом уже выбрать для себя наиболее интересную область. Часто варианты проектов предлагают сотрудники лаборатории и сам научный руководитель — студенту остается выбрать более понравившийся вариант.
Сложнее становится позже, когда приходит время самостоятельной работы, а идеи уже приходится генерировать самостоятельно. Тут может помочь общение с коллегами — например, на групп-митингах — и с научным руководителем, который сориентирует по актуальности исследования, его сложности и в целом реальности его воплощения.
Важно помнить, что продумать все заранее невозможно — скорее всего, тема будет меняться, переписываться и эволюционировать, а эксперименты не всегда будут давать желаемые результаты. Процесс создания идеи — дело сложное, эмоционально затратное и может занимать достаточно много времени. И это совершенно нормально.
После того, как тема проекта выбрана, начинается череда экспериментов. Ведь чтобы доказать состоятельность задумки, нужно продемонстрировать ее практическую реализуемость, причем неоднократную — в научном сообществе этот этап называется «Proof of concept», то есть проверкой концепции. Это не готовая статья и не готовое исследование, это просто первое доказательство, что идея в принципе возможна и проект можно развивать.
На этом этапе нужно быть готовым к тому, что нужный результат может получиться как с первого раза, так и с тысячного — или никогда. Можно работать год до получения первых положительных результатов, можно развивать несколько проектов одновременно в надежде, что один из них «выстрелит», можно не бояться рассказать научному руководителю, что ничего не получилось — все это обычные процессы и реалии работы ученого.
После получения первых положительных результатов остановиться бывает очень трудно — не только потому, что это оттягивает сложный момент написания статьи, но и потому, что всегда преследует ощущение, что их не хватает. А еще ни один новичок не может правильно рассчитать сроки — кажется, что десять экспериментов можно сделать за три дня, но в реальности это чаще всего оказывается физически невозможно.
Так что процесс может затягиваться на месяцы — остановить в этой бесконечной гонке поможет научный руководитель, который имеет достаточно опыта и знаний, чтобы понять, сколько результатов на самом деле нужно для написания статьи, будь то communication paper, full paper, report и так далее.
Первая статья может отнять очень много сил, особенно, если по неопытности вы наделали кучу экспериментов, которые надо умудриться втиснуть в текст на четыре тысячи слов. Статью лучше начинать с готового плана — причем максимально подробного, расписанного буквально по пунктам. В качестве отправной точки лучше всего использовать готовую концептуальную картинку — фотографию или график с результатами эксперимента — и строить изложение статьи вокруг этого визуала. В плане драфта лучше заранее спланировать, что будет написано в introduction, что в abstract, что в results и так далее.
Такое планирование поможет сократить время работы над статьей с трех-четырех месяцев до восьми часов. Конечно, нужно быть готовым к многочисленным правкам и переписываниям — скорее всего, от первоначального варианта не останется ничего, кроме самих результатов и темы.
Важная составляющая работы ученого — не только написание, но и публикация статей в научных журналах. Здесь сразу нужно быть готовым к трудностям, разочарованиям и очень долгим ожиданиям. Ведь от момента отправки статьи на ревью до ее (возможной) публикации может пройти не месяц и не два.
Вероятность сразу попасть в серьезный и мощный журнал вроде Nature и Nano Letters тоже крайне мала, скорее всего, первые статьи получится опубликовать только на более скромных ресурсах. Главное, не расстраиваться, если статью не взяли, а еще — никогда не верить, что твое исследование не интересно или не актуально. Часто ревьюверы могут ошибаться, быть невнимательными или просто недостаточно знать об области ваших исследований — это просто человеческий фактор, который нужно учитывать.
Значительно повысить свои шансы на публикацию можно, если соблюдать требования и стандарты конкретного журнала — лучше всего брать уже готовую статью-прототип и использовать ее в качестве референса. Крайне не рекомендуется заниматься веерной рассылкой одинакового текста по всем редакциям. Например, в американских изданиях используют особые форматы страниц — ваш текст просто-напросто поплывет при печати. Также следует учитывать разницу британского английского и американского английского — есть вероятность, что вас вовсе не поймут.
Что касается универсальных советов: пользуйтесь сервисом Mendeley для составления библиографических ссылок и LaTeX для финальной верстки.
Научная работа — это перманентные эмоциональные качели и колебания самооценки. Чтобы лучше понять работу над научным проектом, можно представить такой график научного процесса: он начинается с подъема на волне эйфории в первые месяцы работы над проектом, а далее стремительно летит вниз после череды неполучившихся экспериментов — на этом моменте появляется первое желание бросить науку в принципе.
Потом начинает что-то получаться, и мотивация выходит на плато — ровно до того момента, когда результаты экспериментов надо оформить в научную статью. Оказывается, что научные статьи вы писать не умеете, что опускает самооценку на уровень плинтуса. Второй потенциальный минимум — момент отправки статьи в научные журналы. Сначала в один — в котором статью не принимают, — потом в другой, третий, четвертый и далее по списку. После нескольких пересабмитов статью наконец печатают, ты испытываешь облегчение — и приступаешь к новому проекту, повторяя весь процесс с начала.
Как же все-таки не потерять мотивацию? В первую очередь, не нервничать и не переживать о том, что чего-то не знаешь и что-то не получается. Нормально не знать какие-то вещи, даже самые элементарные, не понимать, как работает то или иное оборудование — обо всем можно и нужно спрашивать коллег и научного руководителя. Простое человеческое общение в научной группе может привести к удивительному открытию, что все находятся в такой же ситуации.
А еще задавать вопросы можно в сообществе ResearchGate — там охотно отвечают на самые глупые вопросы.
Важно стойко переносить неудачи и не корить себя за них, не тратить все свое время только на работу, позволять себе отдыхать и помнить, что на самом деле наука — это очень весело, интересно и увлекательно.
(источник https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/9925/ )