В борьбе с онкологией помогут ДНК-наномашины
В группе разработчиков 25 человек – это научные сотрудники, аспиранты и студенты Университета ИТМО, также в исследовании принимают участие их американские коллеги из Университета Центральной Флориды. Работа над проектом идет уже несколько лет, многочисленные лабораторные эксперименты убеждают ученых, что они на верном пути.
«Мы работаем в лаборатории ежедневно, а кто-то и в свои выходные дни», – говорит Дарья Недорезова, инженер лаборатории молекулярной робототехники научного центра SCАMT Университета ИТМО. У Дарьи два красных диплома: сначала она училась на биотехнолога в Томском политехе, а после окончила магистратуру в SCAMT.
Она, сейчас уже аспирантка, признается, что любит решать на первый взгляд неразрешимые задачи.
СИТУАЦИЯ
«Рак – вторая причина смертности на земле, это очень важный и сложный вопрос для современной науки, – говорит Дарья. – Астрономы стараются постичь космос, но внутри нас огромные неизученные инопланетные миры, и мы, биотехнологи, изучаем космос внутри человеческого организма».
Она в проекте с его старта и уверена, что именно сейчас их научная группа находится на пороге рождения инновационного решения.
«ДНК – это основа клетки, она содержит генетическую информацию, которая нужна, чтобы кодировать белки, жизненно необходимые для существования, – объясняет Дарья. – Когда клетка становится раковой, у нее происходит сбой в геноме, после чего она начинает синтезировать «плохие» белки – не те, которые нужны организму. В результате клетки становятся бессмертными и начинают бесконтрольно размножаться, этот процесс не остановить – опухоль растет. Если выработку связанных с болезнью белков прекратить, то раковые клетки не смогут делиться и начнут отмирать».
По ее словам, в лаборатории ученым удалось синтезировать ДНК-наномашину, которая способна находить раковые клетки, а потом деактивировать их. «Инновационность решения в том, что такая терапия будет избирательно воздействовать на механизмы выживания раковых клеток, не воздействуя при этом на здоровые ткани. Последнее является серьезнейшей проблемой современных подходов лечения», – отмечает Дарья Недорезова.
«ДНК-наномашина состоит из двух частей: детекционной и терапевтической, – поясняют в лаборатории. – Первая позволяет обнаруживать пораженные клетки, считывая «неправильную» РНК. Вторая часть разрезает жизненно важную молекулу РНК: чем больше мы разрезаем ее, тем меньше вырабатывается белка, который поддерживает жизнедеятельность раковых клеток, и опухоль погибает».
СТОИМОСТЬ
Себестоимость создания такой молекулярной машины невысокая, но предположить итоговую стоимость терапии пока нельзя. Технология должна пройти масштабные доклинические и клинические исследования, которые требуют серьезных финансовых вложений. Причем этот этап может занять 10 – 15 лет, отмечают разработчики.
(источник https://vecherkaspb.ru/pressarhiv/2021_04/N040_670_23042021.pdf)