В июле прошла уже традиционная SCAMT Workshop Week — летняя школа от SCAMT для студентов российских и зарубежных вузов. Спонсорами летней школы стали: Fazer, UMight, PITA'S и Red Bull.
Чтобы попасть на одно из двенадцати предлагаемых направлений, участникам нужно было пройти строгий отбор — на основе их компетенций, научного бэкграунда и мотивационных писем. Причем в этом году добавился еще один критерий: все обучение велось исключительно на английском языке, поэтому все документы, эссе и мотивационные письма должны были предоставляться также на английском.
Помимо возможности поработать на ультрасовременном оборудовании, получить новые навыки в новейших областях науки и познакомиться с устройством химико-биологического кластера изнутри, участникам SWW также предоставляется бонус — возможность поступить в магистратуру без вступительных экзаменов.
Проекты на воркшопе каждый раз немного трансформируются, так как исследования в SCAMT не стоят на месте. Например, проект от лаборатории по расчетной химии в этот раз фокусировался на «зеленой» химии, проект по тромбозу — на новом подходе к разрушению тромбов, а проекты по геномике подбирались под интересы участников школы.
Корреспондент ITMO.NEWS поговорил с участниками SCAMT Workshop Week о том, почему они решили подать заявку на школу, чем занимались всю неделю и какие впечатления у них остались от программы.
В своем университете я изучал биологию, а моя дипломная работа связана с РНК-интерференцией — я делал генноинженерное растение.
Про SWW я узнал от своих одногруппниц — они приезжали сюда на зимний воркшоп. А еще мне советовали ИТМО как хороший вариант для магистратуры. Я выбрал проект про растительную геномику. Еще один проект, на который я подавался, тоже был связан с геномикой. Но там нужны были навыки в программировании, работе с командной строкой и так далее — а у меня таких навыков не было. С другой стороны, у меня были какие-то знания о растениях, потому что я с ними уже много работал.
К сожалению, наш куратор находится во Франции и все обучение происходило по Zoom, но в целом мы уже успели привыкнуть учиться на дистанте. Сначала мы нашли риды — короткие прочтения секвенированного генома одного из растений. Потом мы выделили оттуда часть, которая относится к хлоропластам, аннотировали и определили каждый ген, который там находится. А в конце мы должны были придумать, что с этой информацией делать, как ее связать с особенностями жизни и жизненного цикла растения.
Не скажу, что узнал много именно научной информации — у меня до этого был сильный бэкграунд, но в принципе я получил много новых навыков. Именно с точки зрения технического знакомства, методов работы — все очень классно, мне понравилось.
В МГУ я изучала микробиологию и иммунохимию — в частности, для темы своего диплома работала с антигенами черной чумы.
Я искала разные варианты, куда податься в магистратуру. В ИТМО меня заинтересовала возможность получить образование на английском языке и то, что здесь обучается достаточно много иностранцев. А еще здесь есть направление по молекулярной биологии.
Я подала заявку на участие в проекте, где нужно было сделать модель для онкологических исследований. В том числе потому, что там кураторами были сотрудники и руководители лаборатории, в которую я хочу попасть. До этого у меня никогда не было опыта работы с эукариотическими и раковыми клетками, только с бактериальными.
Сама лаборатория разрабатывает препарат, который очень селективно работает на разных клеточных линиях рака. И для того, чтобы понять, какие компоненты активные, а какие — нет, они выбрали для исследования несколько аналогов этого препарата. И наше задание — определить, какие из этих аналогов имеют активность и в какой позиции они связываются с нашей мишенью.
Было сложно проделать такую работу за неделю, но Эрик Гандалипов, наш супервайзер, очень хорошо все объяснил, а также он всячески нам помогал и выручал.
Я ожидала, что будут лекции на научные темы, но очень хорошим бонусом было послушать про публичные выступления, про презентации и оформление докладов. Плюс нам показали все лаборатории в SCAMT, кто чем занимается. Так что мне все очень понравилось.
Все три года своего обучения я состояла в научном сообществе при кафедре физиологии и патологии. Но проекты там особо не развиваются, поэтому для магистратуры я решила поискать место, где я бы могла заниматься чем-то действительно научным и практичным.
За ИТМО и SCAMT я начала следить с осени прошлого года — наткнулась на информацию в одном из межуниверситетских научных пабликов в соцсетях. Зимой я увидела набор на SWW и написала мотивационное письмо.
В моем университете у меня нет никакой особой научной работы, поэтому проекты я рассматривала, исходя из своих знаний и навыков. Я подавалась на два проекта: по генетике — потому что это в целом сфера, которая мне интересна и в которой я мечтаю развиваться, и по микробному электричеству — потому что мои навыки и мое образование здесь более применимы.
Наш проект связан с генерацией микробного электричества. Сначала мы собрали стандартный микробный топливный элемент из двух ячеек, на нем мы посмотрели, как это работает и выглядит в реальности. Засеяли туда бактерии с нашей кожи, посмотрели примерный электрогенез. В последние дни мы пытались уменьшить конструкцию и поставить ее на кожу человека — в виде браслета. Чтобы затем замерить электрогенез непосредственно на человеке. Это все нужно для направления персонализированной медицины.
В РХТУ я изучаю органические гибридные материалы. Наш университет сотрудничает со Сколтехом, поэтому у нас есть возможность вести собственные проекты уже с первого курса. В частности я уже работала с солнечными батареями и литий-ионными батарейками.
В группе нашей кафедры выложили пост про SWW — я решила попробовать свои силы и отправила заявку. Изначально я хотела просто поучаствовать в каких-то воркшопах, потому что из-за коронавируса у нас долгое время не было занятий в лабораториях. Хотелось попробовать свои силы в практической работе, в том числе в новых для меня направлениях.
Я подавалась на 3D-принтинг и на «зеленую» химию. С одной стороны, меня интересуют экологические проблемы, а с другой стороны, 3D-принтинг был ближе всего к моей области. В итоге я попала на него.
Суть нашего проекта была в создании оптических активных структур с помощью 3D-печати. Мы синтезировали полимерный латекс, из которого затем получали гель — и уже из него печатали структуры на 3D-принтере. В целом у нас получились вполне хорошие результаты. Все оборудование было для меня новым, я с таким никогда не работала: ни с флуоресцентными микроскопами, ни с 3D-принтером, ни с прибором для снятия реологических показаний.
Мне понравилось: все лекции были очень интересными и познавательными. Очень понравились воркшопы по презентациям и публичным выступлениям. Вообще, все дни были очень насыщенными.
Я занимаюсь научной работой со второго курса: исследую состав, биологические эффекты, механизм действия энергетиков и адаптогенов на физическую активность мышей. Про летнюю школу я узнала из рассылки в нашей группе биологического факультета. Первый раз я пыталась попасть сюда на зимнюю школу, но не прошла отбор. Решила не сдаваться и отправлять заявки до тех пор, пока не пройду.
Я давно слышала об ИТМО — благодаря студентам из БГУ, которые занимаются наукой здесь. Я была просто поражена масштабами и возможностями для студентов, отношением к ним. Поэтому меня очень заинтересовала возможность сюда попасть, и я уже начала работать над своим будущим мотивационным письмом.
В выборе будущего проекта также помог опыт стажировки в Национальном университете Чхунбук (Южная Корея) и работа в лаборатории фармацевтической компании «Белмедпрепараты», которая напрямую была связана с биомедициной. Проект «Создание магнитной паутины» сразу же стал моим фаворитом.
Я люблю преодолевать трудности, поэтому выбрала проект с пауками — при этом я очень сильно их боюсь. Всю неделю мы работали в инсектарии: кормили пауков, активно с ними взаимодействовали. Могу сказать, что теперь страха абсолютно нет. Мы собирали паутину птицеедов — она не токсична, биосовместима и биоразлагаема — обрабатывали ее ферромагнитными наночастицами. Такой метод позволяет работать с липосомами и с их помощью реализовывать таргетную доставку лекарств, осуществлять регенерацию нервной ткани. Также этот метод может быть использован в изготовлении биосенсоров, различных медицинских материалов, например, хирургических нитей, так как паутина обладает высокой эластичностью и прочностью.
Впечатления у меня самые замечательные — я не ожидала, что все будет настолько на высшем уровне. Это была действительно интенсивная неделя, мы сильно прокачали свои навыки. Я думаю, что каждый научился чему-то новому и уверена, что каждый теперь хочет поступать в ИТМО — в том числе и я.
Мое знакомство со SCAMT началось еще год назад. Я прошла конкурс на практику и провела здесь полтора месяца. Меня просто поглотила вся эта атмосфера, поэтому я даже не рассматривала другие варианты, как только поступать в магистратуру сюда. А летняя школа — это как раз один из способов сюда поступить.
Стажировку я проходила в лаборатории нанофармацевтики — ее я выбрала потому, что в своем университете я больше работаю с электролюминесцентными материалами, а мне всегда было интересно поработать с чем-то живым, сделать что-то полезное для людей. Поэтому и здесь я выбрала проект от этой лаборатории.
Сначала я очень нервничала, но потом, когда меня узнали сотрудники лаборатории, я сразу почувствовала себя как дома. Мне нравится атмосфера, а еще то, что здесь мыслительный процесс вообще не останавливается — даже во время отдыха мы решали какие-то кейсы.
На всю неделю мы погрузились в исследование метаморфоз жидких металлов. Мы получали полые капсулы из жидкого сплава на основе гальванического замещения, изучали их морфологию, условия, при которых они получаются, состав. Такие капсулы используются для таргетной доставки — в них можно инкапсулировать какое-то активное вещество. Также их можно использовать в фотонике, потому что там происходит процесс, позволяющий усиливать сигнал.
В университете я занимаюсь темой эпигенетики и старения. Но здесь мне хотелось попробовать что-то новое — меня заинтересовала биофизика, и я выбрала проект по нанороботам. Хотя позже выяснилось, что это направление больше связано с химией, мне было очень интересно этим заниматься. Я даже подумала, что, может, мне стоит вообще уйти из генетики в какую-то междисциплинарную область.
Наш проект связан с разрушением ДНК или РНК ДНК-структурами — это такие структуры, которые направлены на определенные цели. Это может быть как терапия с помощью ДНКзимов, так и диагностика.
С помощью кураторов мы придумывали эксперименты — и проводили их самостоятельно, под контролем кураторов. Конечно, не в каждом месте тебе вот так дадут делать то, что хочется, и то, что ты сам придумал. Мы проводили очень много времени в лаборатории, оставались до самого позднего вечера. Здесь очень дружественная и здоровая научная обстановка. Я очень горжусь, что сюда попала и очень горжусь нашей командой.
Очень положительные впечатления остались и от самого Университета ИТМО: здесь все такое инновационное, прогрессивное, современное — видно, что все сделано для людей.
Я только что закончила бакалавриат и дальше планирую либо остаться в Политехе, либо поступить в ИТМО и заняться чем-то, связанным с молекулярной биологией. Мой диплом связан с полимерными композиционными материалами, которые используются для инженерии костной ткани. Но сейчас мне бы хотелось сменить направление.
Подать заявку на SWW меня уговорили однокурсники — они сами много раз участвовали в мероприятиях от SCAMT. Я подавалась на проекты с 3D-принтингом и печатью фотонных изображений. Эти проекты связаны с полимерами, что являлось темой моей бакалаврской работы — и я подумала, что буду понимать больше, чем если бы пошла на какие-то другие направления.
Суть проекта была в том, что мы печатали изображения специальными мономерными чернилами, далее эти изображения проходили процесс полимеризации, и у нас получалась красивая цветная голограмма. Я думала, что эта технология как-то применяется в биомедицине — но, к сожалению, пока нет. Возможно, если я сюда поступлю, то придумаю на ее основе какой-то биомедицинский проект.
(источник https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/12039/)